Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания




Опытно-экспериментальная площадка



Руководитель – Лукашкин Сергей Сергеевич

Цель опытно-экспериментальной деятельности по теме «Организация образовательного процесса в 8-9 классах в условиях внедрения ФГОС» состоит в том, чтобы создать организационные и методические условия для реализации требований ФГОС на второй ступени общего образования.

Актуальность темы для системы образования обусловлена необходимостью разработки организационно-методических условий для реализации целей и задач ФГОС; а для ОУ - необходимостью реорганизации образовательного процесса на основе систематического использования инновационных технологий, формирования среды обучения как условия формирования нового качества образования.

Задачи:

  1. Модернизация учебного процесса
    • Разработка и получение экспертной оценки комплексной образовательной программы второй ступени образования.
    • Разработка программы духовно-нравственного развития учащихся 5 – 9 классов.
    • Разработка модульной программы формирования и развития универсальных учебных действий (далее - УУД), включающей надпредметные программы.
  2. Формирование среды обучения, способствующей достижению целей и задач ФГОС
  3. Создание системы оценки образовательных результатов
    • Разработка критериев и создание системы мониторинга образовательных результатов.
    • Разработка и реализация годичного цикла мероприятий, не только способствующих развитию УУД, но и позволяющих контролировать уровень их сформированности.
  4. Внутрифирменное обучение педагогов по вопросам инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию целей и задач ФГОС.
  5. Повышение уровня сформированности УУД у учащихся.
  6. Повышение познавательной активности учащихся.
  7. Повышение уровня мотивированности учащихся к учебе.

Новизна опытно-экспериментальной деятельности состоит в том, что формирование и развитие УУД реализуется за счет единого для всего педагогического коллектива методологического подхода, на основе надпредметных программ, регламентирующих процесс формирования и развития УУД.

Промежуточные результаты:

  1. Модернизация учебного процесса
    • Успешно реализуется надпредметная программа «Методологическая компетентность».
    • Успешно реализуется модель урока-исследования, позволяющая учащемуся производить знания, а не получать их.
    • Разработана и применяется технология определения психолого-педагогического статуса ученика.
  2. Формирование среды обучения, способствующей достижению целей и задач ФГОС
    • Формирование единого пространства для реализации познавательной и творческой активности происходит в формате социального ученического проекта «К единству через творчество». Учащиеся издают школьную газету, создают школьное радио (вещание в здании школы и интернет-радио) и ученический сайт.
      Проект занял второе место в районном конкурсе старшеклассников «Мы разные, но вместе» в 2010 г.
      А также первое место в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Проектная группа» подноминация «Социальный проект» в 2011 г.
  3. Создание системы оценки образовательных результатов
    • В настоящее время в школе осуществляется мониторинг уровня сформированности познавательных УУД.
    • Ведется работа по созданию системы оценки личностных результатов
  4. Внутрифирменное обучение педагогов
    • Педагогические советы по темам:
      «Требования новых ФГОС»
      «Классификация УУД. Технологии их формирования»
      «Технологии оценки образовательных результатов»
    • Школьные семинары по темам:
      «Технологии формирования и оценки метапредметных образовательных результатов»
      «Технологии формирования и оценки личностных образовательных результатов»
      Обучающий семинар «Возможности Всероссийской образовательной сети Dnevnik.ru» (2 практических занятия).
    • Тематическое заседание методических объединений (совместное) на тему:
      Разработка материалов для диагностики метапредметных результатов.
    • Краткосрочные курсы:
      «Работа в PowerPoint для учителя» (4 занятия)
      «Проектная деятельность с использованием ИКТ» (4 занятия)
    • Открытые уроки для учителей школы

Динамика уровня сформированности УУД у учащихся
     
   
     

Динамика уровня мотивированности учащихся к учебе
     
   
     

Ожидаемые результаты

  • Изменение технологий работы учителя на уроке, на основе систематического использования инновационных технологий.
  • Объединение усилий и унификация средств учителей разных предметов по развитию УУД и метапредметных компетентностей.
  • Повышение познавательной и творческой активности учащихся.

Продукт опытно-экспериментальной работы - комплексная образовательная программа второй ступени, включающая:

  • Подпрограмму формирования и развития УУД
    • Модуль «Методологическая компетентность» (разработана, призер районного конкурса инновационных продуктов).
    • Модуль «Информационная компетентность»
    • Модуль «Коммуникативная компетентность» (в 2006 году была опубликована программа «Языковая компетентность», материалы которой легли в основу работы над данной программой)
  • Систему мониторинга уровня сформированности УУД
  • Подпрограмму «Система внеурочной деятельности».
  • Подпрограмму «Духовно-нравственное воспитание».
  • Систему мониторинга образовательных результатов. Пакет материалов по диагностике.
  • Новые информационные институты школы: школьная газета, школьное радио, ученический сайт.

Значимость результатов
Для ОУ:

  • В школе реализуется надпредметная программа,
  • введены единые критерии оценки степени освоения логических операций и уровня сформированности познавательных УУД,
  • объединены (организационно и методически) усилия учителей-предметников по формированию метапредметных результатов,
  • целевые программы «Информатизация» и «Кадры» Программы развития ОУ приведены в соответствие с нуждами опытно-экспериментальной деятельности.
Для системы образования:
  • Надпредметная программа готова к тиражированию, неоднократно представлена на городских семинарах, конференциях и в районном конкурсе инновационных продуктов. Программа и технологические приемы, содержащиеся в ней, используются учителями школы-партнера ГОУ СОШ №1951 г. Москвы.
  • Методические разработки учителей опубликованы в районном Вестнике и в сборнике материалов конференции.