Опытно-экспериментальная площадка
Руководитель – Лукашкин Сергей Сергеевич
Цель опытно-экспериментальной деятельности по теме «Организация образовательного процесса в 8-9 классах в условиях внедрения ФГОС» состоит в том, чтобы создать организационные и методические условия для реализации требований ФГОС на второй ступени общего образования.
Актуальность темы для системы образования обусловлена необходимостью разработки организационно-методических условий для реализации целей и задач ФГОС;
а для ОУ - необходимостью реорганизации образовательного процесса на основе систематического использования инновационных технологий, формирования среды обучения как условия формирования нового качества образования.
Задачи:
- Модернизация учебного процесса
- Разработка и получение экспертной оценки комплексной образовательной программы второй ступени образования.
- Разработка программы духовно-нравственного развития учащихся 5 – 9 классов.
- Разработка модульной программы формирования и развития универсальных учебных действий (далее - УУД), включающей надпредметные программы.
- Формирование среды обучения, способствующей достижению целей и задач ФГОС
- Создание системы оценки образовательных результатов
- Разработка критериев и создание системы мониторинга образовательных результатов.
- Разработка и реализация годичного цикла мероприятий, не только способствующих развитию УУД, но и позволяющих контролировать уровень их сформированности.
- Внутрифирменное обучение педагогов по вопросам инновационных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию целей и задач ФГОС.
- Повышение уровня сформированности УУД у учащихся.
- Повышение познавательной активности учащихся.
- Повышение уровня мотивированности учащихся к учебе.
Новизна опытно-экспериментальной деятельности состоит в том, что формирование и развитие УУД реализуется за счет единого для всего педагогического коллектива методологического подхода, на основе надпредметных программ, регламентирующих процесс формирования и развития УУД.
Промежуточные результаты:
- Модернизация учебного процесса
- Успешно реализуется надпредметная программа «Методологическая компетентность».
- Успешно реализуется модель урока-исследования, позволяющая учащемуся производить знания, а не получать их.
- Разработана и применяется технология определения психолого-педагогического статуса ученика.
- Формирование среды обучения, способствующей достижению целей и задач ФГОС
- Формирование единого пространства для реализации познавательной и творческой активности происходит в формате социального ученического проекта «К единству через творчество». Учащиеся издают школьную газету, создают школьное радио (вещание в здании школы и интернет-радио) и ученический сайт.
Проект занял второе место в районном конкурсе старшеклассников «Мы разные, но вместе» в 2010 г.
А также первое место в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Проектная группа» подноминация «Социальный проект» в 2011 г.
- Создание системы оценки образовательных результатов
- В настоящее время в школе осуществляется мониторинг уровня сформированности познавательных УУД.
- Ведется работа по созданию системы оценки личностных результатов
- Внутрифирменное обучение педагогов
- Педагогические советы по темам:
«Требования новых ФГОС»
«Классификация УУД. Технологии их формирования»
«Технологии оценки образовательных результатов»
- Школьные семинары по темам:
«Технологии формирования и оценки метапредметных образовательных результатов»
«Технологии формирования и оценки личностных образовательных результатов»
Обучающий семинар «Возможности Всероссийской образовательной сети Dnevnik.ru» (2 практических занятия).
- Тематическое заседание методических объединений (совместное) на тему:
Разработка материалов для диагностики метапредметных результатов.
- Краткосрочные курсы:
«Работа в PowerPoint для учителя» (4 занятия)
«Проектная деятельность с использованием ИКТ» (4 занятия)
- Открытые уроки для учителей школы
Динамика уровня сформированности УУД у учащихся
Динамика уровня мотивированности учащихся к учебе
Ожидаемые результаты
- Изменение технологий работы учителя на уроке, на основе систематического использования инновационных технологий.
- Объединение усилий и унификация средств учителей разных предметов по развитию УУД и метапредметных компетентностей.
- Повышение познавательной и творческой активности учащихся.
Продукт опытно-экспериментальной работы - комплексная образовательная программа второй ступени, включающая:
- Подпрограмму формирования и развития УУД
- Модуль «Методологическая компетентность» (разработана, призер районного конкурса инновационных продуктов).
- Модуль «Информационная компетентность»
- Модуль «Коммуникативная компетентность» (в 2006 году была опубликована программа «Языковая компетентность», материалы которой легли в основу работы над данной программой)
- Систему мониторинга уровня сформированности УУД
- Подпрограмму «Система внеурочной деятельности».
- Подпрограмму «Духовно-нравственное воспитание».
- Систему мониторинга образовательных результатов. Пакет материалов по диагностике.
- Новые информационные институты школы: школьная газета, школьное радио, ученический сайт.
Значимость результатов
Для ОУ:
- В школе реализуется надпредметная программа,
- введены единые критерии оценки степени освоения логических операций и уровня сформированности познавательных УУД,
- объединены (организационно и методически) усилия учителей-предметников по формированию метапредметных результатов,
- целевые программы «Информатизация» и «Кадры» Программы развития ОУ приведены в соответствие с нуждами опытно-экспериментальной деятельности.
Для системы образования:
- Надпредметная программа готова к тиражированию, неоднократно представлена на городских семинарах, конференциях и в районном конкурсе инновационных продуктов. Программа и технологические приемы, содержащиеся в ней, используются учителями школы-партнера ГОУ СОШ №1951 г. Москвы.
- Методические разработки учителей опубликованы в районном Вестнике и в сборнике материалов конференции.