Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания




Технология подготовки к написанию эссе


Композиция эссе

В настоящее время эссе все еще остается новым форматом школьных заданий, еще далеко не все учителя выработали для себя технологии подготовки учащихся к выполнению заданий такого типа. Те планы, которые часто учителя предоставляют ученикам для написания эссе или сочинений, грешат некоторыми недостатками. Порой учитель говорит, что должно сделать, а не как. Наша задача – предложить ученикам определенный порядок действий, следуя которому они смогут выполнить задание грамотно и целиком.
      Школьное эссе – особый жанр, требования, предъявляемые к нему, установлены форматом ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.
      При написании эссе в рамках ЕГЭ по обществознанию учащийся должен продемонстрировать умение раскрыть проблему на теоретическом и бытовом уровне, представить собственную позицию (точку зрения), корректно использовать обществоведческие термины и понятия, аргументировать свою позицию, опираясь на факты из общественной жизни и личный опыт.
      Начинать эссе следует с интерпретации темы.
      Интерпретация и является раскрытием темы, выявлением проблемы. Кроме того, она важна, поскольку возможны различные интерпретации, акцентировать внимание разные люди могут на различных аспектах проблемы, поэтому, если ученик не дал своей трактовки, своей формулировки проблемы, то читателю–учителю/экзаменатору трудно понять, что доказывает ученик, а значит, аргументы могут быть сочтены неверными, неполноценными, выходящими за пределы контекста задания.
      Простейший способ интерпретировать – пересказать. Начинать обучение написанию эссе в средней школе следует именно с этого. Ученик переформулирует тему, используя свой словарь, свойственную лично ему лексику. Это уже конкретизирует его понимание заявленной тематики.
      Более сложный способ это выявление ключевых слов. Необходимо расставить смысловые акценты, найти главные слова, разбить тему на составляющие, выявить значение слов, которые могут трактоваться неоднозначно, и определить какой, на ваш взгляд, оттенок значения придал автор, или какой оттенок предполагается заданной темой.
      Например, тема эссе по обществознанию: «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.М.Шукшин). Что в этом высказывании важно?

  1. Самосознание природы. Человек является частью природы и его особенность состоит в том, что именно через него природа может осознать себя. Природа – неделимое целое, каждая часть которого имеет определенную функцию. Человек для природы - самосознание.
  2. Попытка. Автор не назвал человека способом, методом самопознания природы, но попыткой, что предполагает некоторую незавершенность, не ясно, успешна ли эта попытка.
  3. Нечаянная, прекрасная, мучительная (попытка). Нужно выяснить, что значит «прекрасна», то есть, что есть красота. Почему эта попытка нечаянная? Почему мучительная?

Таким образом, тему нашего эссе мы разбили на три основных части, каждая из которых может быть разделена внутри себя на подпункты. Если при аргументации придерживаться данной последовательности, это позволит эссе сохранить внутреннюю логику. Или другой пример: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». В качестве ключевых понятий учащиеся выделили «настоящее образование», при интерпретации они объяснили, какой смысл они вкладывают в это понятие, «добывается», ученики акцентировали внимание на усилиях, которые требует образование, а, кроме того, они обратили внимание на слово «только», таким образом и выявив проблему сущности и субъектов процесса образования. Третий способ – постановка вопросов. Проблема яснее всего выражается вопросом. Ученик должен выяснить, что в заявленной теме может вызывать сомнения, а, следовательно, требует доказательства, задать вопросы предполагаемые данной темой, раскрывающие (выделяющие) неоднозначность, обращающие внимание на отдельные аспекты проблемы. Могут встречаться случаи, когда удобно выяснять на какой вопрос отвечал автор своим тезисом (ЕГЭ по обществознанию предлагает афоризм, по русскому языку – текст).

     
 
План написания эссе:
Начинать эссе следует с интерпретации темы (возможные способы):
  • пересказ,
  • выявление ключевых слов,
  • постановка вопросов.
      Когда мы раскрыли тему и определили проблему, т.е. те тезисы, которые требуют доказательства, мы должны ясно заявить свою позицию, согласие или несогласие с мнением автора, если оно было предложено, свое решение проблемы, если тема была сформулирована абстрактно.
      Теперь необходимо привести аргументы.
      Вывод в эссе предполагает обобщение приведенных аргументов и повторное заявление своей позиции.
 
     

При обучении написанию эссе интересные возможности предоставляют технологии «дебаты» и «дискуссия». Они чрезвычайно полезны и при подготовке учащихся к сдаче части С ЕГЭ по обществознанию, где большинство заданий связано с аргументацией. При использовании данных технологий необходимо посвятить некоторое время обучению учащихся аргументации и опровержению.


Аргументация и опровержение

В школьной практике мы чаще всего сталкиваемся со следующими видами аргументации:

  1. Попытка установить, что нечто является фактом (причиной и т.п.). Подобного рода работы учащиеся часто пишут на уроках истории.
  2. Отстаивание какого-либо мнения или опровержение его. В основном с такими заданиями ученики сталкиваются при изучении литературы и обществознания.
  3. Утверждение большой ценности чего-либо. Данного вида аргументация встречается в творческих работах по любым предметам.
     
 
Структура доказательства
  • тезис – положение, истинность которого требуется обосновать,
  • аргумент (основание) – положение, истинность которого уже обоснована или самоочевидна и которое используются для обоснования тезиса (мнения, ответа на вопрос, решения проблемы),
  • демонстрация (форма, способ) – вид связи аргументов и тезиса.
Правила тезиса:
  • тезис должен быть ясно и недвусмысленно сформулирован (в ЕГЭ формулировка предлагается заданием, поэтому требуется ее интерпретировать),
  • тезис на протяжении всего доказательства должен оставаться одним и тем же.
Виды аргументов:
  • факты,
  • аксиомы и постулаты,
  • ранее доказанные законы и теоремы.
Демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом.
По типу связи аргументов и тезиса доказательства делятся на прямые и косвенные.
Прямое доказательство: истинность тезиса обосновывается непосредственно аргументами.
Косвенное доказательство: истинность тезиса обосновывается опосредованно
  • путем обоснования ложности антитезиса (доказательство от противного),
  • путем исключения других вариантов.
 
     

Эти, казалось бы, простые правила на практике не всегда соблюдаются учащимися. Часто они допускают логические ошибки, особенно часто подменяют тезис, доказывая не совсем то, что заявили в начале. Избежать этой ошибки можно именно благодаря подробной интерпретации темы в эссе, докладе, реферате, устном выступлении.

Под фактами здесь понимаются: непреложные истины (факты исторические, географические, научные…), авторитетные мнения (однако, необходимо помнить, что авторитетным считается мнение эксперта в данной области, цитата из художественного произведения – иллюстрация, а не аргумент), первичные источники информации (документы и т.п.), статистика, личный опыт (однако, нужно помнить, что он усиливает, но не заменяет другую аргументацию). Если мы подтверждаем свою интерпретацию авторского текста, аргументами будут служить цитаты из него.

Факты могут относиться к истории (обществознание), рассматриваемому тексту (русский язык), к личному опыту.

В качестве ранее доказанных теорем и законов в гуманитарных дисциплинах выступает авторитет, учащиеся должны при доказательстве опираться на известные им научные и философские концепции.

Однако надо помнить, что истинность аргументов должна быть независима от тезиса, аргументы должны являться достаточным основанием для тезиса, обосновывать его с необходимостью.

Наиболее часто допускаемые учащимися логические ошибки:

  • тавтология (тезис обосновывается аргументом, который в свою очередь обосновывается тезисом),
  • переход от сказанного в относительном смысле к сказанному в абсолютном,
  • ложность аргумента,
  • несоответствие аргумента тезису,
  • поспешное обобщение,
  • отсутствие следования,
  • предвосхищение основания (объявление истиной недоказанного утверждения)

Часто ученик пишет «следовательно» или «поэтому», когда никакого следования нет. Но данные ошибки устраняются при изучении логики, либо при постоянном внимании к логическим связям в ходе проверки письменных и устных ответов учащихся.

Кроме того, доказательство может быть:

  1. Индуктивным (предполагающим движение мысли от частного к общему, от отдельных случаев к общему выводу).
  2. Дедуктивным (предполагающим движение мысли от общего к частному, от закона, правила к частным случаям их применения).
  3. По аналогии (вывод о сходстве определенных свойств двух явлений основывается на сходстве других свойств этих явлений; необходимо помнить, что аналогия тем точнее, чем больше доказанных сходств было выявлено; но часто аналогия не столько доказывает, сколько помогает объяснить или показать вероятность).
     
 
Опровержение

Важно помнить, что опровержение – это обоснование несостоятельности доказательства в целом, а не одного только тезиса.

Опровержение тезиса:

  • Опровержение фактами (подбор фактов противоречащих тезису – прямое опровержение).
  • Установление ложности (или противоречивости) следствий, вытекающих из тезиса, иными словами, доказательство того, что из данного тезиса вытекают следствия, противоречащие истине, - сведение к абсурду.
  • Опровержение через доказательство антитезиса.

Критика аргументов:

  • Обоснование ложности аргументов, однако, необходимо помнить, что подобное опровержение не означает ложности тезиса.
  • Недостаточность аргументов, т.е. аргумент является необходимым, но недостаточным основанием тезиса.
  • Доказательство того, что аргументы сами требуют обоснования.
  • Установление недостоверности фактов.

Выявление несостоятельности демонстрации. Оно не доказывает ложности тезиса, но выявляет ошибки логического следования, связи аргументов и тезиса и т.п.

 
     

Объяснять учащимся правила опровержения необходимо не только потому, что они позволяют критиковать доказательства оппонента в ходе дебатов, но и помогают избежать ошибок в своем доказательстве, обращая внимание на то, что может быть подвержено критике.

Задания, способствующие формированию умения аргументировать:
Класс Вид заданий
5-6 Взаимооценка: оцените устное выступление, доклад одноклассника согласно предложенным критериям.
Самооценка: проведите оценку собственного устного выступления или доклада согласно предложенным критериям.
Выделите в предложенном тексте главную мысль и аргументы, приведенные автором.      
7-9 и 10-11 Взаимооценка: оцените устное выступление, доклад, письменную работу одноклассника согласно предложенным критериям.
Самооценка: проведите оценку собственного устного выступления, доклада, реферата согласно предложенным критериям.
Приведите аргументы, подтверждающие определенное мнение
Выделите в предложенном тексте главную мысль и аргументы, приведенные автором.
Дебаты.
Дискуссия.
Доклад (устный и письменный).
Реферат.
Эссе (напишите эссе на тему, сформулированную вопросом, напишите эссе на тему, заданную афоризмом)                                                                                                                                       

С 7 по 11 класс учащиеся выполняют задания одинаковых типов, усложняется содержание заданий.

При формировании и развитии указанных умений и при написании эссе удобно использовать соответствующие задания ЕГЭ.

Взаимооценка. Важно, чтобы учащиеся проводили оценку выступлений и письменных работ друг друга в соответствии с критериями, предложенными учителем. Перед учащимися должна стоять задача, какая стоит перед экспертами части С ЕГЭ по гуманитарным предметам. Они должны оценить соответствие работы формальным критериям: проверить наличие ясной интерпретации темы, наличие ясно выраженной позиции, наличие разного вида аргументов и их связь с тезисом. Таким образом формализованная проверка нивелирует проявления симпатии учащихся, способствует привыканию к критериям, более глубокому их пониманию.
      Кроме того, оценивание выполненной работы баллами, как в ЕГЭ, имеет еще одно важное преимущество. Когда учитель выставляет оценку по пятибалльной системе, он отнимает баллы от «пятерки» за допущенные учеником ошибки, а при подсчете баллов по системе ЕГЭ учитель начисляет баллы за соответствие критериям. Это позволяет ученику допустившему ошибку, несмотря на это получить высокий балл, что серьезно улучшает мотивацию. Ошибки все равно обнаруживаются учителем и одноклассниками, они будут исправляться учителем, для чего важно после выполнения письменных заданий обязательно проводить работу над ошибками, но важно то, что их исправляют, а не наказывают за них.

Самоанализ. Проводимая автором после выполнения работы оценка ее согласно критериям дисциплинирует ученика, приучая его пользоваться предложенными ему алгоритмами, ориентироваться на требования. Самоанализ исключит часто встречающуюся сегодня ситуацию, когда требования ученику известны, но игнорируются им, поскольку без оглядки на них выполнить работу проще, и учащийся тратит немало времени на написание объемного текста, за который получает низкий балл.
      Для развития обсуждаемых нами умений чрезвычайно важна также работа с текстом, особенно в 5-9 классах. Выявление главной мысли в авторском тексте, выделение аргументов акцентирует внимание учащихся на композиции текста, способствует получению ими пассивного опыта. Полезным будет выполнение заданий «озаглавьте предложенный вам текст», «найдите логические ошибки в тексте» (в школе широко практикуется поиск фактических ошибок, но имеет иную цель, важно, чтоб ученик находил именно логические: несоответствие аргумента тезису, недоказанность аргументов и т.п.; для таких заданий, кстати, можно использовать тексты с ошибками, написанные самими учениками), «определите отношение автора к данной проблеме». На уроках истории и литературы важно, чтоб учащиеся аргументировали позиции литературных и исторических персонажей (каковы были цели и интересы той или иной социальной группы или участника событий, почему было принято определенное решение и т.п.), формы, в которых будет реализовываться данная задача могут быть различны, от написания эссе до театрализованных уроков.

Технологии «дебаты» и «дискуссия» позволяют учащимся отработать умения интерпретировать тему, выделять и формулировать проблему, точно выражать и аргументировать свою позицию, глубже понимать позицию автора текста или оппонента в дискуссии.

Выполнение творческих заданий (написание эссе, докладов, рефератов) позволяет учащемуся продемонстрировать, а учителю проконтролировать степень овладения умениями. Для оценки подобных работ можно предложить следующие критерии:

  1. Определение темы. Выполненная учеником работа может носить характер самостоятельного исследования, дискуссионный, информационно-пропагандистский, обзорный. Характер и цели работы должны быть ясно сформулированы и обоснованы во вступительной части.
  2. Формулировка темы. Название может носить концептуальный характер, ставить проблему, содержать тезис, быть выражено слоганом, если работа носит пропагандистский характер.
  3. Раскрытие темы.
    • Ясность интерпретации темы,
    • доказательность,
    • последовательность,
    • ясность и оправданность композиции,
    • количество и разнообразие аргументов,
    • наличие иллюстраций (примеров, таблиц, схем, диаграмм).

Работа не должна быть перегружена иллюстративным материалом и лишними аргументами, но в то же время они должны присутствовать в количестве достаточном для обеспечения убедительности и легкости усвоения материала работы.