Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания, методист




Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у учащихся

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД предполагает, в частности, мониторинг успешности выполнения учащимися специфических заданий, позволяющих проверить степень сформированности конкретных умений и навыков. Описание таких заданий см. в Приложении, теперь необходимо договориться о способах их оценки. В данном случае нам стоит ориентироваться на систему оценки, предусмотренную форматом ЕГЭ.

Задания делятся на следующие типы:

  • задания, решение которых может быть правильным или нет, что однозначно определяется (например, задание на нахождение лишнего слова в предложенной последовательности), за выполнение таких заданий выставляется 1 балл;
  • задания, при выполнении которых можно допустить ошибки, выполнить которые можно частично (например, задания на классификацию, где учащийся может классифицировать явление, но потерять одну из нескольких составляющих), за выполнение таких заданий полностью и без ошибок выставляется 2 балла, за частичное выполнение или выполнение с ошибкой – 1 балл;
  • комплексные (сложные) задания, предполагающие внушительный список критериев для оценивания (например, эссе, доклад, реферат, составляемая полностью учащимся сравнительная таблица), за выполнение задания полностью и без ошибок выставляется 4 балла, за частичное выполнение или выполнение с ошибкой – от 1 до 3 баллов.

Формы диагностики:
Наиболее адекватной и эффективной формой является тестирование, которое предполагает:

  • Предметные тесты. Учителя-предметники в ходе учебного процесса составляют свои контрольные и проверочные тесты, используя предложенные нами виды заданий, что, естественно, не исключает использование ими иных заданий и форм контроля на уроках. Такие тесты проводятся по мере освоения материала, в каждом классе в свои собственные сроки, со своим собственным текстом заданий.
  • Срезовые контрольные тесты по предметам. Данные тесты составляются методическими объединениями учителей-предметников с использованием заданий, предложенного нами вида. Такие срезовые работы по основным предметам целесообразно проводить дважды в год (в декабре и в апреле-мае). Тесты проводятся одновременно во всех классах параллели, текст заданий одинаков для всех учащихся параллели.
  • Специальные срезовые тесты. Тексты заданий составляются методической службой школы и включают в себя только задания предложенного нами вида, но по разным предметам. Задания не должны предполагать глубоко знания предметного материала, их цель - проверка только уровня сформированности умений и навыков, предполагаемых методологической компетентностью. Подобные работы тоже целесообразно проводить дважды в год (в ноябре и марте), одновременно во всех классах параллели, а текст заданий должен быть одинаков для всех учащихся данной параллели.
Другой формой диагностики является педагогическое наблюдение, которое предполагает:
  • Выполнение в ходе урока заданий, предложенного нами вида, с последующей выборочной проверкой.
  • Проверку домашних заданий, предложенного нами вида, с последующей выборочной проверкой.
Такие задания могут постепенно усложняться
  • Первый этап: Использование планов ответа, предложенных учителем.
  • Второй этап: Самостоятельное составление учащимися плана на уроке, проверка учителя и обсуждение, выполнение работы по плану дома.
  • Третий этап: самостоятельное составление плана и выполнение работы.

Учет количества и оценка качества выполняемых учащимися проектных работ, поскольку в проектной деятельности яснее всего проявляется уровень сформированности компетентностей, в том числе и методологической.



     
 

Для наглядности результаты мониторинга можно оформить в виде диагностической карты уровня сформированности методологической компетентности ученика и аналогичной карты класса.
      Для каждого умения составляется список диагностических работ (всех трех видов), в таблицу записывается суммарный балл, полученный за выполнение заданий, относящихся к данному умению. Ученик может вести свою карту самостоятельно, дабы он мог лучше представить динамику собственных достижений и спланировать, распределить свою деятельность и усилия в дальнейшем. Карта класса составляется учителем, в ней, кроме данных по каждому ученику, имеющихся и в диагностической карте учащегося, подсчитываются средние баллы по каждому умению в классе, по каждому ученику (это удобно делать с помощью программы Excel из пакета Microsoft Office, она позволяет освободить учителя от подсчета сумм и средних баллов). Такое оформление результатов диагностики позволяет учителю ясно увидеть динамику отслеживаемых показателей, помогает определить направление дальнейшей работы. Однако, важно, чтобы данная статистика не стала основанием для репрессий, а была лишь инструментом планирования и исправления ошибок.

 
     

Задания, способствующие формированию и развитию умений пользоваться логическими методами