Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания




Развитие методологической и социо-культурной компетентности на уроках обществознания.

Система уроков по теме «Политическая идеология»


Предлагаемая система уроков посвящена теме «Политическая идеология», рассматриваемой в курсе обществознания в старших классах. Внимание, которое мы уделяем этой теме, обусловлено не только учебной необходимостью. Перед современной школой стоят в первую очередь задачи воспитания и социализации, формирования базовых компетентностей. А в данном случае это значит, что учащиеся должны не только получить представление о явлениях политической сферы общественной жизни, но должны занять определенную гражданскую позицию. Это невозможно без формирования критического отношения к политической действительности, освоения методов анализа ее явлений и ценностного отношения к ним. Предлагаемая система уроков предполагает не только освоение материала, но и знакомство с методами его анализа и систематизации.

Урок 1. Сущность и функции идеологии. Модели возникновения идеологии.

Урок 2. Либерализм. Проецирование идей либерализма на сферы общественной жизни.

Урок 3. Консерватизм. Терминологический подход.

Урок 4. Социализм. Исторический подход.

Каждый метод (подход) предоставляет нам определенные возможности и преимущества при изучении явления, цель занятий состоит в том, чтоб предложить учащимся определенный арсенал аналитических средств и выделить их особенности, что позволит ученикам адекватно использовать и осознанно выбирать метод в соответствии с целями анализа.
      По завершению цикла учащиеся должны ответить на вопросы: что мы узнали? (содержание) и чему мы научились? (метод анализа).
      Контрольное задание (в зависимости от уровня подготовленности класса выполняется дома или на уроке): рассмотреть любую из идеологий, обсуждавшихся на уроке, с помощью метода, который еще не применялся нами для ее рассмотрения.
      Закрепление умения в дальнейшем:
      Достигается использованием заданий следующего содержания: рассмотрение социального или исторического явления или процесса с точки зрения одной из изученных идеологий. Форма заданий – контрольная работа, самостоятельная работа (с использованием тетради и учебных пособий), домашняя работа, дебаты (каждая команда рассматривает явление с позиций одной из идеологий и отстаивает свою позицию публично).

Урок 1. Сущность и функции идеологии. Модели возникновения идеологии.
Цель – рассмотреть идеологию как явление социально-политической действительности.
Задачи:

  • вспомнить основные идеи либерализма (материал истории 8 класс);
  • вспомнить деление общественной жизни на четыре сферы;
  • рассмотреть идеологию как явление социальной реальности, а не как результат деятельности отдельных политиков;
  • сформировать у учащихся критическое отношение к идеологически окрашенным явлениям политической действительности.

Содержание урока:
Определение: идеология – относительно систематизированная совокупность взглядов, существенной чертой которой является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы. Идеология содержит идеи, которые особым образом отображают и оценивают действительность, и директивы к действиям, основанные на этих идеях.
Функции:

  1. Идеология разъясняет силам, действующим в политике, общую социальную и политическую ситуацию, перспективы развития, ценности.
  2. Идеология является организующей силой, объединяющей политическое движение.
  3. Идеология – совокупность символов, имеющих эмоциональное содержание, формирующих оценку и отношение общества к явлениям и проблемам политической реальности.
Структура идеологии. Три уровня:
  • концептуально-теоретический – уровень политических учений;
  • программный – уровень политических действий, характеризуется наличием политических движений, кружков, партий;
  • уровень актуализации – уровень, характеризующийся принятием данного учения обществом или его частью, широкой общественной поддержкой политического движения.

Модели формирования идеологии:

  1. Модель конденсации. Предполагает, что политическое учение формируется несколькими учеными-теоретиками, но на основе желаний, стремлений, чаяний общества, которые оно само отчетливо не осознает. Позже в программном виде эти надежды и идеи возвращаются к обществу, именно поэтому политическое учение может стать идеологией: политик предлагает то, что хочет общество, идея не принадлежит политику или ученому, она принадлежит обществу.
  2. Модель конвергенции. Данная модель предполагает формирование новой идеологии на основе сочетания элементов уже существующих.
  3. Модель дивергенции. Новая идеология возникает в ходе ревизии существующей, выделения жизнеспособных элементов содержания идеологии, утрачивающей свою актуальность.
  4. Модель ревитализации. Возрождение и модернизация идеологии, ранее утратившей свою актуальность (так формируются движения, имеющие в названиях приставку нео-).

Урок 2. Либерализм
Основные идеи либерализма: свобода, равенство, плюрализм
Четыре сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная, духовная (есть и пятая: информационная, но ее обсуждение выходит за рамки школьной программы, хотя легко может дополнить картину по желанию учителя и возможностям учащихся).
Цель – продемонстрировать, с какими явлениями разных сфер общественной жизни сопряжены идеи, составляющие содержание идеологии.
Задачи:

  • вспомнить идейное содержание либерализма (материал истории 8 класс);
  • вспомнить четыре сферы общественной жизни;
  • проецировать основные идеи либерализма на четыре сферы общественной жизни;
  • познакомиться с методом анализа социального явления по аспектам;
  • сформировать отношение к основным ценностям современного демократического общества.

Содержание урока:
       политическая экономическая социальная духовная
Свобода Демократические свободы и права Свобода предпринимательской деятельности Социальная мобильность Свобода совести, мнений
Равенство Равенство граждан в правах Равенство в правах экономических (равенство возможностей) Равенство граждан перед законом Отсутствие предпочтений определенной точки зрения
Плюрализм Множественность партий Множественность форм собственности Множественность социальных групп и слоев Множественность мнений


Свобода всегда сопряжена с ответственностью. Ответственность всегда лежит на том, кто принимает решение. В условиях господства либеральной идеологии каждый гражданин принимает жизненно важные для него решения самостоятельно, следовательно, сам несет ответственность за последствия своих решений. Справедливость в рамках либеральной идеологии предполагает, что общество каждому предоставляет равные возможности, а насколько они будут реализованы и, следовательно, как сложится жизнь каждого гражданина, зависит от его желаний и способностей.
Таким образом, в список основных идей можно добавить: ответственность и справедливость. В таблице их не имеет смысла разделять, ибо между этими идеями существует слишком тесная взаимозависимость.

Ответственность и справедливость Общество получает то правительство, тот курс и те законы, которые сформированы деятельностью выборных лиц. Ответственность предприниматель несет своим имуществом в размерах, определяемых формой хозяйствования Общество предоставляет всем одинаковые возможности, а жизнь гражданина складывается в зависимости от его деятельности.       При отсутствии тоталитарной концепции каждый отвечает за свои мнения и идеи своей жизнью, своими поступками.         

Урок 3. Консерватизм.
Номинальное определение – это определение сущности явления через раскрытие содержания термина, которым обозначено данное явление. Терминологический подход заключается в раскрытии содержания темы, исходя из наиболее полного и глубокого исследования основных понятий, их первоначального значения, исторической эволюции, коннотативных смыслов.
Цель – раскрыть содержание идеологии, исходя из ее названия.
Задачи:

  • вспомнить содержание консервативной идеологии (материал истории 8 класс);
  • сформулировать основные идеи идеологии консерватизма;
  • отработать умение давать номинальные определения;
  • познакомиться с терминологическим подходом к изучению явлений социальной действительности;
  • сформировать отношение к абсолютным человеческим ценностям, актуальным для современного демократического общества.

Содержание урока:
      Сначала учитель предлагает учащимся назвать все идеи, ценности, методы, которые у них ассоциируются с консерватизмом. Возможно, что учащиеся очень смутно помнят сведения о консерватизме, это не имеет значения, поскольку в данном случае можно опереться на ассоциативный ряд и общую эрудицию, а не надежные знания, оставшиеся с прошлых лет.
      Обычно (система уроков была неоднократно опробована) учащиеся называют следующие ассоциации: сохранение, порядок, стабильность, ориентированность на прошлое и т.п.
      Термин происходит от лат. conserve – сохранять.
      Далее учитель путем наводящих вопросов помогает учащимся развернуть содержание термина, выяснить, что нуждается в сохранении, какие ценности стремится сохранить человечество, несмотря на меняющиеся обстоятельства, что мешает их сохранению. Таким образом, учащиеся выходят на основные компоненты идеологии консерватизма: абсолютные ценности, несовершенство человеческой природы, ориентация на прошлое, стремление к стабильности.
      Последовательное размышление над смыслом термина «консерватизм» позволяет раскрыть содержание явления. Наводящие вопросы учителя помогают учащимся выстроить логическую цепочку самостоятельно.
      Когда логическая цепочка выстроена, учитель может проиллюстрировать эти выводы, описав отдельные элементы консервативной идеологии (естественная аристократия, относительная замкнутость элиты…)
      Выстроенная логическая цепочка, отправной точкой имеющая смысл термина, в конечном итоге включает большинство ассоциаций учащихся по поводу данного термина.

Урок 4. Социализм.
Исторический подход предполагает рассмотрение явления в процессе его развития в конкретных исторических и культурных условиях.
Рассмотрение поэтапного формирования идеологии: проект-идеал, проект-аспекты, политическое учение (объяснение, почему так правильно), программа (стадии разработки), реализация.
Цель – рассмотреть этапы становления идеологии
Задачи:

  • вспомнить политическое учение социализма (материал истории 8 класс);
  • разбить на этапы историю социалистических учений;
  • выделить принципы деления на стадии определенных исторических процессов;
  • сформировать у учащихся толерантное и уважительное отношение к ценностям прошлых поколений.

Содержание урока:
Этапы формирования идеологии социализма:

  1. Томас Мор, Томазо Кампанелла – этап проекта (описан идеал общественного устройства)
  2. Сен-Симон, Фурье, Оуэн – разрабатывали пути преобразования социума.
  3. Маркс – впервые на базе социалистических идей возникло политическое течение.
  4. Революционная практика - петрашевцы, народники.
  5. Большевики - этап актуализации идеологии, реализации учения.

Важно отметить, что любая идеология должна пройти следующие этапы:

  1. проектный (идеал, описание пути)
  2. программный (конкретная программа и план действий)
  3. реализации (конкретные действия)


Кроме особенностей социалистического учения, учащиеся должны также научиться разбивать на этапы процесс формирования и развития любых социально-политических движений.
Таким образом, в ходе данного цикла занятий ученики не только знакомятся с содержанием конкретных идеологий, но и получают представление о сущности идеологии как таковой, о ее аспектах, структуре, эволюции.
Реализация воспитательных задач на уроках обществознания по теме «Политическая идеология».
В данном цикле ставились следующие воспитательные задачи:

  1. сформировать у учащихся критическое отношение к идеологически окрашенным явлениям политической действительности;
  2. сформировать отношение к основным ценностям современного демократического общества;
  3. сформировать отношение к абсолютным человеческим ценностям, актуальным для современного демократического общества;
  4. сформировать у учащихся толерантное и уважительное отношение к ценностям прошлых поколений сформировать у учащихся толерантное и уважительное отношение к ценностям прошлых поколений.

Их осуществление возможно только при успешном решении образовательных задач. Под критическим отношением мы подразумеваем способность рационально рассмотреть или исследовать любое явление политической действительности, привычку к такому рациональному рассмотрению (учащийся должен усвоить, что любое явление требует в первую очередь такого, аналитического, а не эмоционального восприятия), это позволит ученику выделить и понять причины явлений, а значит, сформировать осознанное, продуманное отношение, определенную гражданско-политическую позицию.


Материалы уроков