Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания




Модель подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию в рамках компетентностного подхода



Идеяdiagn

В настоящее время перед учителем стоит задача – подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ. Выполнение данной задачи связано с некоторыми принципиальными изменениями в подходе к преподаванию предмета. Все дело в том, что в условиях профильного обучения, когда количество часов, отпущенных на изучение предмета, могло сократиться, учителю не хватает учебного времени для освоения фактического материала. Единственным выходом из этой ситуации оказывается изменение удельного веса домашних заданий и материала, оставленного для самостоятельного изучения. Это не было бы проблемой, если бы современный среднестатистический ученик обладал всеми навыками самостоятельного исследования. При отсутствии подобных навыков учащийся затрачивает неоправданно много времени и сил на выполнение заданий, что часто провоцирует его на отказ от их выполнения. Поэтому первоочередной задачей учителя в условиях профильного обучения и аттестации в формате ЕГЭ оказывается предоставление ученику инструментария для самостоятельной работы и обучение пользованию этим инструментарием.


      О чем собственно идет речь по отношению к ЕГЭ?


      Как показала практика подготовки и сдачи экзамена в данном формате, большую часть ошибок учащиеся допускают не столько из-за незнания фактического материала, сколько из-за неумения правильно интерпретировать вопрос и эффективно использовать аналитические средства. При сокращении учебного времени выучить ответы на все воз-можные вопросы, как это часто бывало в условиях устной аттестации, ученик не сможет, да и вопросы заранее неизвестны. Поэтому цель ученика теперь не найти ответ, а дать его. Иными словами, успешная подготовка к сдаче ЕГЭ возможна лишь в рамках компетентностного подхода, поскольку и сам формат аттестации предназначен не только для проверки знаний учащихся, но в первую очередь на выявление уровня сформированности компетентности.

Принципы, заложенные в основу данной модели
Цикличность.
      Изучение истории и обществознания может быть организовано со-гласно блочно-модульной модели. Каждая предметная линия (экономика, социология, по-литология …) на обществознании и каждый блок тем на истории изучаются согласно од-ной и той же схеме. Отработка навыков в рамках одного блока на примере какого-либо материала, повторяется в рамках другого блока на другом фактическом и теоретическом материале, что обеспечивает усвоение учащимися основных принципов анализа путем постоянного повторения.
Поэтапность освоения навыков
      Основные аналитические и логические навыки учащийся освоил еще в основной школе, что позволяет нам по мере изучения новых тем останавливаться на тех или иных методах анализа отдельно, возможно, изучая их на более глубоком теоретическом уровне.
Научный подход к изучению метода
      Мы всегда предлагали ученикам логические и аналитические средства, которые необходимы ему в процессе обучения, но разные средства мы предлагали по-разному: чему-то мы посвящали отдельный урок (редко), а с чем-то знакомили их схематично, кратко, предлагая самостоятельно отработать способы пользования предложенным инструментом (гораздо чаще). Мы полагаем, что подобное контекстуальное освоение учеником методов допускать нельзя. Необходимо подробно познакомить его с каждым методом на теоретическом уровне, предложив несколько подробных алгоритмов его употребления.

Этапы
Предварительный этап. При подготовке учащихся к ЕГЭ одно занятие необходимо посвятить ознакомлению учащихся с алгоритмом написания тестовых работ и особенно-стям формата ЕГЭ.
Лекция. Знакомство с новым теоретическим и фактическим материалом.
Освоение метода. На этом этапе предполагается освоение конкретных методов на теоретическом уровне. Создание алгоритмов их применения.
Работа с документом. На данном этапе осваиваются способы работы с источником по изучаемой теме. Такого рода работе стоит посвящать отдельное занятие, т.к., во-первых, часть С ЕГЭ содержит задания по работе с текстом, во-вторых, навыки по работе с текстом необходимы учащимся для подготовки к выполнению любого типа заданий.
Практическое занятие. Данное занятие предполагает использование изученных методов применительно к изучаемому материалу, выполнение заданий разного типа.
Эссе. После предоставления учащимся алгоритма написания работы в этом жанре, учащиеся получают домашнее задание: написание эссе по пройденной теме.
Работа над ошибками. Формат работы на данном этапе зависит от сделанных уча-щимися ошибок: возможно, требуется повторение какого-то материала, возможно, уча-щиеся не справились с форматом заданий или жанром эссе, или допустили ошибки, при-меняя изученный метод.

Содержание этапов
Предварительный этап.
Лекция. Содержание данного этапа раскрывать не требуется.
Освоение метода.
Логические и аналитические методы и навыки:

  • определение,
  • сравнение,
  • классификация,
  • выявление причинно-следственных связей,
  • обобщение,
  • абстрагирование,
  • дедуктивный вывод,
  • индуктивный вывод,
  • определение качества суждения,
  • определение отрасли знания.
Работа с документом.
  • выделение основной мысли,
  • дробление текста на части,
  • определение качества суждений,
  • аргументация,
  • опровержение.
Практическое занятие.
  • задания на воспроизводство,
  • ситуационные задания,
  • характеристики (в т.ч. сравнительные),
  • задания на аргументацию и опровержение заданного суждения.
Эссе.
Особенности жанра. Алгоритм написания.
Работа над ошибками.

Каким именно образом осваивается метод, и какие задания выполняются для его закрепления, мы рассматривали выше.

Эффективность работы определяется на последнем этапе при динамическом анализе ошибок, допущенных при выполнении практических заданий и написании эссе. Кроме того, диагностика уровня готовности учащихся к сдаче экзамена выявляется путем написания итоговых тестирований в формате ЕГЭ по каждому пройденному блоку тем.