Средняя общеобразовательная школа №86 Санкт-Петербурга

Лукашкин Сергей Сергеевич

учитель истории и обществознания


     
  diagn Кому известно, что существует глубокая общность форм между дифференциальным исчислением и династическим государственным принципом эпохи Людовика XIV, между государственным устройством античного полиса и 'Эвклидовой геометрией, между пространственной перспективой западной масляной живописи и преодолением пространства при помощи железных дорог, телефонов и дальнобойных орудий, между контрапунктической инструментальной музыкой и экономической системой кредита? Даже реальнейшие факторы политики, при изучении их в этой перспективе, принимают в высшей степени трансцендентальный характер, и мы видим, пожалуй, в первый раз, что такие явления, как египетская система управления, античная монетная система, аналитическая геометрия, чек, Суэцкий канал, китайское книгопечатание, прусская армия и римская техника сооружения дорог - все в равной степени воспринимается как символы и, как таковые, подвергается истолкованию.

Освальд Шпенглер "Закат Европы"

История - это образ, - при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни и таким способом придать ей углубленную действительность.

Освальд Шпенглер "Закат Европы"

 
     


     
  fevr blok На смену повествовательному историописанию, которое рабски следовало историческим текстам и сосредоточивалось на восстановлении хода политических событий, Люсьен Февр и Марк Блок выдвинули принцип «история — проблема». Историк формулирует проблему и в свете ее отбирает те памятники, анализ которых может служить источником знания по этой проблеме. Проблемы истории диктует исследователю современность; но она диктует их ему не в каком-то конъюнктурном, сиюминутном плане,



но в том смысле, что историк задает прошлому те вопросы, которые существенны для современности и задавание которых дает возможность завязать с людьми другой эпохи продуктивный диалог.
Таким образом, путь исследования истории идет не от прошлого к современности, а наоборот — от настоящего к прошлому. Тем самым Блок и Февр подчеркивали значение творческой активности исследователя. В определенном смысле он «создает» свои источники. Что это означает? Памятник прошлого, текст или материальные остатки сами по себе немы и неинформатив¬ны. Они становятся историческими источниками лишь постольку, поскольку включены историком в сферу его анализа, поскольку им заданы соответствующие вопросы и поскольку историк сумел разработать принципы их анализа.

А.Я. Гуревич

 
     




Год российской космонавтики

2011 год в России объявлен годом российской космонавтики.
      Уважаемые учащиеся, вам предлагается отразить данную тематику в ваших исследовательских и реферативных работах по разным предметам. Тема достаточно широка для того, чтобы найти тот ракурс, какой будет наиболее близок к сфере ваших интересов.
      В ноябре этого года мы также отмечаем 300-летие со дня рождения великого русского ученого, заложившего основы отечественной науки, Михаила Васильевича Ломоносова. Предлагаем вам объединить в вашей исследовательской работе эти две темы, отразив вклад ученого в развитие астрономии.

Возможна, например, такая тема: «Пупырь Ломоносова»

“При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края”.

М.В. Ломоносов

26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М.В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.
      Это космическое явление было заранее вычислено и с нетерпением ожидаемо было астрономами мира. Исследование его требовалось для определения параллакса, позволявшего уточнить расстояние от Земли до Солнца (по методу, разработанному английским астрономом Э. Галлеем), что требовало организации наблюдений из разных географических точек на поверхности земного шара — совместных усилий учёных многих стран. diagn
      Они производились в 40 пунктах при участии 112 человек. На территории России организатором их был М.В. Ломоносов, обратившийся 27 марта в Сенат с донесением, обосновывавшим необходимость снаряжения с этой целью астрономических экспедиций в Сибирь, ходатайствовал о выделении денежных средств на это дорогостоящее мероприятие и т. д.
      Результатом его усилий стало направление экспедиции Н. И. Попова в Иркутск и С. Я. Румовского — в Селенгинск. Немалых усилий также стоила ему организация наблюдений в Санкт-Петербурге, в Академической обсерватории, при участии А.Д. Красильникова и Н.Г. Курганова. В их задачу входило наблюдение контактов Венеры и Солнца — зрительного касания краёв их дисков. М.В. Ломоносов, более всего интересовавшийся физической стороной явления, ведя самостоятельные наблюдения в своей домашней обсерватории, обнаружил световой ободок вокруг Венеры.
      Эффект увидели многие наблюдатели: Шапп Д’Отерош, С.Я. Румовский, Л.В. Варгентин, Т. О. Бергман, но только М.В. Ломоносов правильно понял его и объяснил рефракцией солнечных лучей, происходящей в наличествующей у Венеры атмосфере. В астрономии этот феномен рассеяния света, отражение световых лучей при скользящем падении (у М.В. Ломоносова — “пупырь”), получил его имя — “явление Ломоносова”. diagn
      Труд М. В. Ломоносова “Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года” (Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1761) был напечатан на русском и немецком языках.

      “Ожидая вступления Венерина на Солнце около сорока минут после предписанного в эфемеридах времени, увидел наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен и несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде ровен. Полное выхождение, или последнее прикосновение Венеры заднего края к Солнцу при самом выходе, было также с некоторым отрывом и с неясностью солнечного края”.

М.В. Ломоносов



Задания для учащихся

Требования к выполнению домашних контрольных работ

Домашняя контрольная работа состоит из четырех частей.
      Для выполнения каждой части вам предоставляется набор тем, из которых вы можете выбрать любую, предварительно согласовав с учителем.

      1. Реферат.
      Требования:
      Формальные: 5-6 страниц (шрифт 12, междустрочный интервал – 1, интервал между абзацами не добавлять, отступ – 1,25, поля – верхнее и нижнее – 2 см, левое - 3 см, правое – 1 см, форматирование текста – по ширине, нумерация страниц – внизу справа).
      По содержанию:
      Введение – не более 0,7 – 1 стр. Цель реферата, задачи, обоснование выбранной литературы, ее характеристика, обоснование структуры реферата.
      Основная часть (может быть разбита на параграфы) – раскрывает основное содержание темы (в соответствии с поставленной целью и задачами). Логичность построения и аргументированность, как и свободное владение русской речью, являются обязательными требованиями к любому тексту.
      Заключение – не более 0,5 стр. Вывод о достижении цели и решении задач, описание основных трудностей их решения.
      Список использованной литературы:
      для книг: Фамилия И.О. Название. Город (М, СПб), год
      для статей: Фамилия И.О. Название. // Периодическое издание № . год

      2. Работа с источником
      Выделите основное идейное содержание источника, охарактеризуйте его особенности (содержательные и формальные), свяжите эти особенности с историческими временем и местом, продемонстрируйте актуальность идейного содержания для современников текста, определите значение данного текста для русской культуры определенного периода и вообще. 1,5 – 2 стр. (требования по формату как к реферату)

      3. Сравнительная характеристика
      Вступление – Период и основные тенденции развития.
      Основная часть - Выделите критерии для сравнения (не менее 8), найдите сходства и различия в отношении выбранных вами признаков и укажите, чем они объясняются, что их определяет.
      Заключение – Обозначьте перспективы развития сравниваемых явлений.
      Объем 2 стр. (требования по формату как к реферату)

      4. Развернутый план (тезисный) реферата на любую тему 1.1 – 1.10, кроме выбранной вами для написания реферата. Подробный план предполагает содержательные названия и краткую характеристику содержания каждого пункта.
      Объем – 1 стр. (требования по формату как к реферату)

Выбранные вами темы необходимо согласовать с учителем
      Срок сдачи работ через месяц после оглашения тем.
      Можно сдавать работы по частям (по мере выполнения)

      Титульный лист не нужен. В верхнем колонтитуле, справа – ФИО, класс.
      Название части работы (реферат, развернутый план и т.п.) – по центру, прописными
      Тема с номером (две цифры) – по центру, прописными
      Пустая строка
      Текст работы – форматирование - по ширине


Домашняя контрольная работа по истории России для 10 класса


Материалы уроков